Садбери Вэлли : школа нового века | Дети орхидеи

пятница, 29 августа 2014 г.

Садбери Вэлли : школа нового века

моя школа...
Моему сыну два года восемь месяцев и, конечно, я задумываюсь о его жизненном пути. Каким я его хочу видеть? У меня один ответ – СВОБОДНЫМ (это понятие неизбежно для меня содержит в себе и счастье, и радость, и здоровье, и мудрость, и влюблённость..) 
 А как? 
В этой системе - садик, школа, институт, работа, семья…пожизненное рабство. За тебя заранее всё решено!!
 С самого детства нам делают «прививку от свободы»: информацию для нас уже кто-то приготовил (а по каким критериям эта информация собиралась из огромного информационного поля???), разложил по порциям и……….ОБЯЗАЛ ЭТО СЪЕСТЬ!!
Я очень против образования в привычном понимании..я в своё время решила вопрос достаточно удачно для себя: удалось откупаться в школе. Рисовала плакаты в обмен на пятёрки. Все были довольны: я, потому что знала, что какое-то время я свободна от заданий, родители – ведь в дневнике хорошие оценки, и учителя- их кабинеты оснащены красивыми методическими пособиями. Я рада, что системе не удалось всецело овладеть моим мозгом. С тех пор я и порхаю..)) Ну а системе такие птахи, как я невыгодны. Тоталитарной системе нужны винтики, которые безропотно будут выполнять отведённую им роль.И начинают они с детства: ИБО ЗНАЮТ: ЕСЛИ СВОБОДУ ЗАБРАТЬ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ, ТО ПОТОМ, ПОВЗРОСЛЕВ, ЧЕЛОВЕК УЖЕ САМ НЕ ЗАХОЧЕТ. Но чёрт возьми!! Меня радует тот факт, что большинство новаторов этого мира либо рано покидали школу ( как Томас Эдисон), либо говорили, что ненавидели её и учились не благодаря ей, а вопреки ей..(как Альберт Эйнштэйн) УХ!!! Это тема будоражит мой мозг и говорить я о ней могу много, что и собираюсь делать в дальнейшем... Сегодня я хочу рассказать о человеке, который дарит свободу детям. Благодаря ему в мире уже не один десяток школ .
Это школа Садберри Вэлли, находящаяся во Фрэмингеме, штат Массачусетс. Данное заведение называют школой, но оно отличается от того, что мы привыкли понимать под этим словом. 
Ученики в возрасте от четырех до 18 лет вольны целый день делать все, что захотят, если они не нарушают школьные правила. А правила эти, выработанные демократическим путем самими учениками и учителями на совместном собрании, не имеют никакого отношения к учебе. Они нацелены на поддержание мира и порядка, а реализуются эти правила при помощи юридической системы, созданной по образу и подобию системы нашего общества.
В настоящее время в этой школе около 150 учеников и 10 человек персонала. Работает она на основе бюджета, выделяемого на каждого ученика, причем он более чем наполовину меньше, чем в соседних государственных школах. В эту школу принимают практически любого подавшего заявление при условии, что на это согласны родители. Сегодня в США работает примерно два десятка школ, созданных по модели Садберри Вэлли. Есть и другие аналогичные школы, сохранившие у себя большую часть ее характерных черт. По сравнению с другими частными школами там берут довольно небольшие деньги за учебу, а в некоторых имеется скользящая шкала оплаты. Ученики поступают из самых разных семей, и обладают самыми разными характерами. 
Тому, кто не видел это воочию, очень трудно представить, как может работать такая школа. Однако Садберри Вэлли существует уже 45 лет, и у этой школы сотни выпускников, вполне преуспевающих в реальном мире. Много лет тому назад я со своим коллегой Дэвидом Чанофф (David Chanoff) провел серию исследований выпускников этой школы. Мы выяснили, что те, кто решил получить высшее образование (75%), без особого труда поступили в выбранные вузы, а после поступления учились вполне успешно. Некоторые, включая тех, кто до этого никогда не учился ни на каких официальных курсах, поступили в престижные колледжи и университеты. Все они вне зависимости от того, получили или нет высшее образование, легко находили себе работу. У этих людей самые разные профессии, в том числе, в сфере бизнеса, искусства, науки, медицины, в сфере обслуживания, а также рабочие профессии, требующие высокой квалификации. 
По мнению большинства из них, главное преимущество учебы в школе Садберри Вэлли заключается в том, что у них появилось чувство персональной ответственности, а также способность к самоконтролю, которые сослужили им хорошую службу во всех жизненных аспектах. Многие также говорили о важности усвоенных демократических ценностей, которые применялись на практике у них в школе. Недавно и сама школа провела два масштабных опроса своих выпускников, которые дали аналогичные результаты и были опубликованы в виде книг. Ученики в такой атмосфере учатся читать, считать, работать на компьютере в игровой манере – точно так же, как дети в обществах охотников и собирателей учатся охотиться и собирать. У них также появляются более конкретные интересы и увлечения, что может напрямую или косвенно привести к выбору карьеры. Например, один весьма успешный машиностроитель и изобретатель в детстве всегда что-то строил, собирал и разбирал, стремясь в ходе игры понять, как работают те или иные вещи. Другой выпускник, ставший профессором и преподавателем математики, активно и творчески играл в математические игры. А третья выпускница, ставшая модельером модной одежды, делала одежду для кукол, а затем стала шить ее для себя и для друзей. Я убежден в следующем. Школа Садберри Вэлли добивается таких успехов в качестве образовательного учреждения по той причине, что она обеспечивает оптимальные условия для того, чтобы дети, пользуясь своими естественными способностями, занимались самообразованием. 
Эти условия следующие: 
-неограниченная возможность играть, изучать и исследовать (это позволяет детям открывать свои интересы и увлечения, и заниматься ими)
 - возможность общаться со многими заботливыми и грамотными взрослыми, которые помогают детям, а не судят их
- свободное общение между детьми разных возрастов и со взрослыми (игра с участием разновозрастных детей больше способствует познанию, чем игра, в которую вовлечены люди одного уровня)
 - прямое участие в жизнедеятельности стабильного, нравственного, демократического коллектива людей, в котором у детей появляется чувство ответственности за других, а не только за себя
 А теперь подумайте вот о чем: в обычных школах нет ни одного из вышеперечисленных условий… 
информация взята мной из статьи Питера Грея, полна я версия тут

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика