Игра- это серьёзно: счастье, развитие,опыт,талант. | Дети орхидеи

понедельник, 28 сентября 2015 г.

Игра- это серьёзно: счастье, развитие,опыт,талант.

Вновь книга «Тайны мозга вашего ребёнка». Я уже писала о теме ДЕТИ-ОРХИДЕИ, вдохновлённая идеей рассматривать генетические уязвимости как потенциально сильные стороны. 
Теперь об игре. 
Очень интересное и радостное  мне сравнение игры с потоком ,  напоминающим дзен -состояние. 
 Автор этого термина Михай Чиксенмтмихайи в работе «Поток. Психология оптимального переживания» (уже хочется почитать!..) пишет, что человек, наиболее счастлив, если пребывает в особом потоковом состоянии-состоянии здесь и теперь - состояние полного единения с текущей деятельностью и ситуацией. Полное погружение человека в какую-либо деятельность порождает особое состояние удовольствия. 
Каждый испытывал это ощущение, характеризующееся свободой, радостью, чувством внутренней наполненности и мастерства, когда забываешь о времени, голоде…Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз…Всё твоё существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе. 
ПООЩРЯЯ РЕБЁНКА К УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ НЕГО ЗАНЯТИЯМ, требующим его нераздельного внимания, ВЫ ДЕЛАЕТЕ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В ЕГО БУДУЩЕЕ СЧАСТЬЕ .
И не только.. 
Тот факт, что игра широко распространена, указывает на её долгую историю в эволюции животных. Она наблюдается у многих животных с гораздо менее развитым социальным поведением, чем у людей. Такая универсальность свидетельствует о том, что игра в буквальном смысле доставляет удовольствие, она выполняет некую жизненно важную функцию. Иными словами, КОГДА ВАШ РЕБЁНОК ИГРАЕТ, ОН ДЕЛАЕТ ЧТО-ТО ОЧЕНЬ ЗНАЧИМОЕ ДЛЯ СВОЕГО РАЗВИТИЯ. Когда мы смотрим, как играют наши дети, это кажется забавным, но при этом они учатся прилагать свои способности к будущим жизненным потребностям. Игра может принимать различные формы. Её содержание указывает на то, для чего она предназначена.
 Исследователи игр ( звучит забавно) выделяют три главных вида игры.
  •  Самая распространённая игра с предметами
  • Почти также распространена локомоторная игра (координированное движение в пространстве: ползание, ходьба, бег , плескание в воде…) 
  • Третий, самый сложный вид – это социальная игра. Главным компонентом социальной игры являются притворные действия «понарошку» 
Возможно игра ни для чего и не предназначена, а является незрелым видом поведения.. Сможет быть , наш мозг переключается на игру просто при отсутствии более насущных дел. В любом случае - игра приносит удовольствие. Удовольствие от того или иного занятия является безусловной реакцией, заставляющей наш мозг стремиться к этому занятию. Мозг генерирует химические сигналы, которые кодируют ключевой компонент удовольствия- вознаграждение. Этот компонент заставляет нас повторять понравившееся действие снова и снова. Реакция вознаграждения в головном мозге связана с нейротрансмиттером дофамином, который имеет много функций в зависимости от того, где и когда выделяется. Дофамин выделяют клетки ядерной структуры мозга под названием чёрное вещество и в вентрально -покрышечной области.
Игра активирует и другие сигнальные системы мозга, в том числе нейротрансмиттер норадреналин. Его близкий родственник адреналин высвобождается в организме как компонент быстрой сигнализации о стрессе. Будучи главным активатором симпатической нервной системы, адреналин мобилизует нашу энергию для реакции «сражайся или беги» Норадреналин тоже повышает внимание и готовность к действию, но выступает как нейротрансмиттер. Он улучшает механизмы обучения в синапсах, в некоторых нейронах норадреналин повышает пластичность мозга. Фактор стресса в реальной жизни приводит к высвобождению не только адреналина, но и кортизола, а во время игры уровень кортизола не повышается. Какой бы не была игра ( даже, увы, жестокие видеоигры) она не повышает уровень кортизола и в целом, игра ассоциируется с реакциями, которые способствуют обучению. А условия игры- генерирование сигналов, помогающих обучению без сопровождающей стрессовой реакции- позволяют мозгу изучать различные связи и запоминать полезную информацию. Иными словами, ГЛАВНОЙ ФУНКЦИЕЙ ИГРЫ ЯВЛЯЕТСЯ НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА ДЛЯ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. 
Наблюдение за животным миром свидетельствует о том, что игра обычно отражает реальные навыки животного.  Котята гоняются за клубками и это напоминает охоту. Молодые олени много скачут и это поведение напоминает бегство от хищника. Поэтому игра готовит к настоящим действиям в будущем, а использование навыка или другой умственной способности  в игре позволяет совершенствовать её.
Фактор риска в игре ещё один важный фактор в процессе развития, определяющий границы опасных и безопасных ситуаций.
Кроме жизненного опыта, игра помогает детям узнать о своём даровании.
Лауреат Нобелевской премии по химии 2008 года Роджер Цянь вспоминает как он проводил самостоятельные опыты. Поскольку у него не было  лабораторных сосудов, он использовал старые молочные бутылки и пустые банки из под гавайского пунша,- так ему удавалось получать красивые цветовые эффекты от химических реакций. Импровизированный химический аппарат был построен будущим лауреатом когда ему было 14 лет. Когда Роджер вырос он получил Нобелевскую премию за разработку цветных красителей и белков, которые становились яркие или меняли оттенок при контакте с химическими сигналами в живых клетках, включая нейроны ( это делало определённые биохимические процессы, скажем передачу сигналов в головном мозге, гораздо более наглядными). Изобретение способов наблюдения за событиями в активных биологических системах, ставшее его неоценимым вкладом в науку, уходило корнями в детский интерес к домашним химическим экспериментам.
Игра-это специфическая  деятельность  детей. Возможно, для них это самый эффективный способ усвоить важные навыки и выяснить, что им нравится.
Поэтому ВМЕСТО ПОПЫТОК НАСИЛЬНО ИЗМЕНИТЬ ЛИЧНОСТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА, ПОЗВОЛЬТЕ ЕМУ СТАТЬ ТЕМ, КЕМ ОН ХОЧЕТ БЫТЬ. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика