Сенсорная интеграция , которая имеет огромное значение в развитии и лечении особого ребёнка остается малопонятным подходом, и мне кажется, что частично это объясняется тем, что она больше напоминает игру, чем лечение. Несведущему наблюдателю может быть непросто увидеть за игрой серьезную неврологическую работу.
Я попыталась рассказать о том, на что способна сенсорная система.
Знания об изменениях, происходящих в мозге в ответ занятия по сенсорной интеграции поможет воспитать более сильного, жизнеспособного ребенка, развить его любознательность, раскрыть его потенциал во всех аспектах жизни. Но это далеко не всё, на что способна сенсорная интеграция.
Знания об изменениях, происходящих в мозге в ответ занятия по сенсорной интеграции поможет воспитать более сильного, жизнеспособного ребенка, развить его любознательность, раскрыть его потенциал во всех аспектах жизни. Но это далеко не всё, на что способна сенсорная интеграция.
ОБУЧЕНИЕ
Существует огромное количество научных фактов о том, что родители могут напрямую формировать мозг ребенка в процессе его роста и развития, предлагая соответствующий опыт переживаний.
Хотелось бы предупредить родителей об опасности чрезмерно раннего (до пяти с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому — образному, творческому. В возрасте до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Кроме того, раннее обучение может спровоцировать невроз.
К особенным детям , думаю, что этот возраст продлевается.
Будьте осторожны с когнитивными нагрузками.
Финская система образования лидирует в рейтингах, а ответ в том, чем дети занимаются в детских садах.
Финская система образования лидирует в рейтингах, а ответ в том, чем дети занимаются в детских садах.
Я уже не раз привожу картинку с семинаров Марины Белозёровой. Зарисовала на быструю руку для себя, а вышел рисунок первой важности)) |
ЭНЕРГИЯ ДЕРЗНОВЕНИЯ
Что
мы, как родители, можем сделать, чтобы помочь проявиться скрытой в
ребёнке жизненной силе, взрастить независимость, развить оригинальность и
креативность, пробудить стремление к самостоятельности?
Дайте
ребёнку возможность самому докапываться до сути вещей, не подгоняйте
«ранним развитием».
Дайте возможность созерцать мир, ощупывать, обнюхивать, рассматривать
самостоятельно. Не форсируйте события. Возможно на первом этапе подсказать: "Ой, как
красиво, как вкусно, как здорово.."- для старта, а дальше-ждите когда ребёнок сам
отреагирует на мир.
Не навязывайте ему своих чувств , эмоций и мыслей в познании этого мира.
Я в период регресса водила Сашу в поле - давала ему самостоятельно
изучать, сама брала книгу и читала, время от времени подключалась.
Итоги в познании: САМ в течении нескольких дней выучил алфавит ( не было 5 лет) САМ научился считать до ста ( в пять лет).
Ребёнок, который самостоятельно чему-то научился , понимает, что ему всё
по плечу, любое знание он может добыть самостоятельно. Это ощущение
бесценно для дальнейшего процесса становления, когда ты понимаешь, что
выше — только небеса.
К сожалению, большинство современных городских детей лишены роскоши
почувствовать возбуждение от только что сделанного открытия, от того,
что вчера ещё пугающее и непонятное становится ясным и понятным сегодня.
Мы пичкаем их ответами до того, как появляются вопросы.
Я не учу Сашу читать. Наступит момент, когда он сделает это сам. Однажды он прочитал сам название книги, которую я
иногда читаю на ночь, медленно так: Б..А..Р..Т..О..это были не буквы, а
очень медленно сказанное слово..это был проблеск… Иногда ненавязчиво
даю подсказки, редко.
Я могу научить Сашу чему угодно. У него потрясающая память и он послушен.
Я могу научить Сашу чему угодно. У него потрясающая память и он послушен.
Но я ращу в нём энергию дерзновения.
Создавайте пустоты для наполнения энергией дерзновения: время и место,
свободное от внешнего давления, от руководства и оценивания, от
стимуляции, от социального общения. Организуйте ситуацию, в которой
ребёнок будет находиться в одиночестве, без прессинга, что от него
чего-то ждут, и без возможности занять себя чем-то извне.
Не фокусируйтесь на результатах. Акцентируйте внимание на устремлениях, а
не на достижениях и заслугах. Цените инициативу выше реализации.
Большую часть материала по этому пункту я взяла у Ольги Писарик- очень мне близок этот подход, когда знание о мире строятся на индивидуальных ощущениях (хотя речь там больше о привязанности.)
В обучении старайтесь идти за ребёнком, за его любопытством и интересом. Это очень-очень важно! Отпустите все свои амбиции. Иначе вы всегда будете лошадью впереди телеги.
ВЕДУЩАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
Знание о ведущей сенсорной системе даёт ответ на вопрос о том, как думает человек.
Вдохновляющий материал , описание типов восприятия и тест даст вам представление о том, как вы или ваш ребёнок лучше усваивает информацию.
Саша- яркий аудиал .
Ведущий аудиальный канал у ребенка влияет на процесс и степень освоения навыков. Такой ребенок может испытывать трудности в освоении письма, рисования, поэтому родителям не надо ругать его за плохой почерк.Лучше всего развивать его музыкальные способности.
Что мы и делаем))
И вы уже будете знать как эффективнее создать обучающую обстановку.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Знание о работе своей сенсорной системы даёт вам возможность быстро привести себя в норму, если вы на время потеряли способность к адекватной реакции на окружающий мир.
Для меня лучше всего действует теплая ванна. Если нет такой возможности, то несколько минут одиночества и тишины. Для Саши - активная подпитка: побегать, покачаться на качели, попрыгать, покричать. Для нашего папы- прогулка на свежем воздухе или проветрить помещение.
У нас троих сенсорная система работает совершенно по разному, но мы знаем что нужно другому, чтобы привести себя в норму.
Что нас объединяет -это любовь к движению и путешествиям ))
НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Нарушение обработки сенсорной информации может вызывать "нежелательное поведение". Человек не может вести себя адекватно в некомфортной ему среде.
Мой путь в исключении нежелательного поведения- исключение боли , второй шаг - удовлетворение необходимых сенсорных потребностей.
Для невербальных детей есть карточки pecs «Сенсорная интеграция» .
Используя карточки pecs, ребенок сможет сообщить о дискомфорте или выразить желание получить необходимые ему сенсорные ощущения без истерики.
Большую часть материала по этому пункту я взяла у Ольги Писарик- очень мне близок этот подход, когда знание о мире строятся на индивидуальных ощущениях (хотя речь там больше о привязанности.)
В обучении старайтесь идти за ребёнком, за его любопытством и интересом. Это очень-очень важно! Отпустите все свои амбиции. Иначе вы всегда будете лошадью впереди телеги.
ВЕДУЩАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА
Знание о ведущей сенсорной системе даёт ответ на вопрос о том, как думает человек.
Вдохновляющий материал , описание типов восприятия и тест даст вам представление о том, как вы или ваш ребёнок лучше усваивает информацию.
Саша- яркий аудиал .
Ведущий аудиальный канал у ребенка влияет на процесс и степень освоения навыков. Такой ребенок может испытывать трудности в освоении письма, рисования, поэтому родителям не надо ругать его за плохой почерк.Лучше всего развивать его музыкальные способности.
Что мы и делаем))
И вы уже будете знать как эффективнее создать обучающую обстановку.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Знание о работе своей сенсорной системы даёт вам возможность быстро привести себя в норму, если вы на время потеряли способность к адекватной реакции на окружающий мир.
Для меня лучше всего действует теплая ванна. Если нет такой возможности, то несколько минут одиночества и тишины. Для Саши - активная подпитка: побегать, покачаться на качели, попрыгать, покричать. Для нашего папы- прогулка на свежем воздухе или проветрить помещение.
У нас троих сенсорная система работает совершенно по разному, но мы знаем что нужно другому, чтобы привести себя в норму.
Что нас объединяет -это любовь к движению и путешествиям ))
НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Нарушение обработки сенсорной информации может вызывать "нежелательное поведение". Человек не может вести себя адекватно в некомфортной ему среде.
Мой путь в исключении нежелательного поведения- исключение боли , второй шаг - удовлетворение необходимых сенсорных потребностей.
Для невербальных детей есть карточки pecs «Сенсорная интеграция» .
Используя карточки pecs, ребенок сможет сообщить о дискомфорте или выразить желание получить необходимые ему сенсорные ощущения без истерики.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Марьяна Лынская логопед в третьем поколение в определённый момент поняла что занятия с логопедией гораздо эффективнее если подключать сенсорные ощущения.
Для того, чтобы у ребёнка появилась речь он должен пройти определённые этапы развития , а это адаптация к окружающей среде.
Она говорит, что ей жаль детей, которых обучают по карточкам. Мне тоже. Зачем нужны карточки, если есть цветные макароны, сенсорные коробки с сокровищами??
Кому-то заниматься речью лучше в движении, кому-то с распевами , кому-то на ощупь- работа с текстурами.
У нас логопед - папа. У Саши тактильная дисфункция, в объятиях папы пошли первые звуки, слова, сейчас стихи и сказки.
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ В ЕДЕ
Многие дети с РАС употребляют очень ограниченный список продуктов.
У нас тоже такое было. Сейчас рацион значительно расширился.
Саша ел только выпечку. Мы стали добавлять постепенно новые продукты (орехи, овощи, фрукты, мясо, рыбу) и пекли разных форм. Начитали с микродоз, потом увеличивали всё больше и больше соотношение добавок к тесту.
Тактильная стимуляция рта- Саша много жевал несъедобных предметов: туалетная бумага, ватные диски, мокрые тряпки. Мы понимали, что есть такая необходимость и следили, чтобы было чистое.
Температура. Саша ел только холодное. Но, заметив что ему нравится держать во рту мокрые тряпки , мы добавили в таз, где он их мочил тёплую воду. Сейчас он способен есть тёплую пищу.
Что я хочу этим сказать? Что расширение рациона-это занятия не только на "вкус"-вовлекайте тактильное ощущение(текстура, температура), обоняние и зрительное (тут больше моя мечта, но вдруг кому-то именно этот метод подойдёт)
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Не знаю как это сказать по русски, но пусть пока останется так)
Занятие по сенсорной интеграции помогла нам в стрижке ногтей (маникют и педикюр у Саши уже проходит с интересом, а не слезами), стрижка волос-это уже не триллер, когда ты думаешь что соседи вызовут полицию и зимняя одежда для нас уже не кошмар ( год назад Саша катался волчком (с воплями), когда мы наделали зимнюю верхнюю одежду)
НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
Получение сенсорного опыта-это восстановление нейронных связей .
Особенно при занятиях крупной моторикой- мозжечковая стимуляция, работа с проприоцепцией и вестибулярным аппаратом.
Пластичность мозга развивают упражнения, новые впечатления, положительные эмоции и интерес к чему-либо. Идеи для занятий нейробики.
Для того, чтобы у ребёнка появилась речь он должен пройти определённые этапы развития , а это адаптация к окружающей среде.
Она говорит, что ей жаль детей, которых обучают по карточкам. Мне тоже. Зачем нужны карточки, если есть цветные макароны, сенсорные коробки с сокровищами??
Кому-то заниматься речью лучше в движении, кому-то с распевами , кому-то на ощупь- работа с текстурами.
У нас логопед - папа. У Саши тактильная дисфункция, в объятиях папы пошли первые звуки, слова, сейчас стихи и сказки.
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ В ЕДЕ
Многие дети с РАС употребляют очень ограниченный список продуктов.
У нас тоже такое было. Сейчас рацион значительно расширился.
Саша ел только выпечку. Мы стали добавлять постепенно новые продукты (орехи, овощи, фрукты, мясо, рыбу) и пекли разных форм. Начитали с микродоз, потом увеличивали всё больше и больше соотношение добавок к тесту.
Тактильная стимуляция рта- Саша много жевал несъедобных предметов: туалетная бумага, ватные диски, мокрые тряпки. Мы понимали, что есть такая необходимость и следили, чтобы было чистое.
Температура. Саша ел только холодное. Но, заметив что ему нравится держать во рту мокрые тряпки , мы добавили в таз, где он их мочил тёплую воду. Сейчас он способен есть тёплую пищу.
Что я хочу этим сказать? Что расширение рациона-это занятия не только на "вкус"-вовлекайте тактильное ощущение(текстура, температура), обоняние и зрительное (тут больше моя мечта, но вдруг кому-то именно этот метод подойдёт)
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Не знаю как это сказать по русски, но пусть пока останется так)
Занятие по сенсорной интеграции помогла нам в стрижке ногтей (маникют и педикюр у Саши уже проходит с интересом, а не слезами), стрижка волос-это уже не триллер, когда ты думаешь что соседи вызовут полицию и зимняя одежда для нас уже не кошмар ( год назад Саша катался волчком (с воплями), когда мы наделали зимнюю верхнюю одежду)
НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
Получение сенсорного опыта-это восстановление нейронных связей .
Особенно при занятиях крупной моторикой- мозжечковая стимуляция, работа с проприоцепцией и вестибулярным аппаратом.
Пластичность мозга развивают упражнения, новые впечатления, положительные эмоции и интерес к чему-либо. Идеи для занятий нейробики.
ПОВЫШЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ
Каждый новый сенсорный опыт обогащает. Как правило сегодня ты смог больше чем вчера.
УДОВОЛЬСТВИЕ
Жить нужно в кайф...)) А сенсорные занятия в большинстве своём приятны и веселы..
ТАЛАНТ
Дети с ментальными нарушениями ,как правило, сенсорно - высокочувствительны. Они замечают больше тонкостей и перерабатывают информацию более глубоко и это основа для развития таланта в музыке, изобразительном творчестве,танце..математике, спорте..
У меня об этом написано Дети-орхидеи- это знание стало путеводной нитью и в блоге и настоящей моей деятельности.
ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ
Оооо... бег времени, мы спешим и , кажется, ничего не успеваем..
Занятие по сенсорной интеграции это, как видно из написанного "много чего сразу" : ОБУЧЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ , УДОВОЛЬСТВИЕ, СНЯТИЕ СТРЕССА,АКТИВАЦИЯ РЕЧИ ,ЭНЕРГИЯ ДЕРЗНОВЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ....
Давая возможность к самостоятельному изучению мира вы освобождаете массу свободного времени для себя. Ребёнка не надо ничему учить!! Он сам всему научится.. Вам кажется это невероятным, но особый ребёнок ТОЖЕ САМ СПОСОБЕН УЧИТСЯ. Напитайте его сенсорную систему. Год. Два. Без страха «упустить время»..И увидите потрясающий результат.
Вдохновение для занятий:
СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ , ПУТЬ РОДИТЕЛЯ и у меня на блоге по тегу СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Каждый новый сенсорный опыт обогащает. Как правило сегодня ты смог больше чем вчера.
УДОВОЛЬСТВИЕ
Жить нужно в кайф...)) А сенсорные занятия в большинстве своём приятны и веселы..
ТАЛАНТ
Дети с ментальными нарушениями ,как правило, сенсорно - высокочувствительны. Они замечают больше тонкостей и перерабатывают информацию более глубоко и это основа для развития таланта в музыке, изобразительном творчестве,танце..математике, спорте..
У меня об этом написано Дети-орхидеи- это знание стало путеводной нитью и в блоге и настоящей моей деятельности.
ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ
Оооо... бег времени, мы спешим и , кажется, ничего не успеваем..
Занятие по сенсорной интеграции это, как видно из написанного "много чего сразу" : ОБУЧЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ , УДОВОЛЬСТВИЕ, СНЯТИЕ СТРЕССА,АКТИВАЦИЯ РЕЧИ ,ЭНЕРГИЯ ДЕРЗНОВЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ....
Давая возможность к самостоятельному изучению мира вы освобождаете массу свободного времени для себя. Ребёнка не надо ничему учить!! Он сам всему научится.. Вам кажется это невероятным, но особый ребёнок ТОЖЕ САМ СПОСОБЕН УЧИТСЯ. Напитайте его сенсорную систему. Год. Два. Без страха «упустить время»..И увидите потрясающий результат.
Вдохновение для занятий:
СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ , ПУТЬ РОДИТЕЛЯ и у меня на блоге по тегу СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Комментариев нет:
Отправить комментарий