Сортировки | Дети орхидеи

суббота, 9 июля 2016 г.

Сортировки

Один из постоянных видов наших с Сашей занятий- это сортировки. В ходе занятия вы можете сортировать и изучать всё что угодно и таким образом познавать новый материал. 
"Сначала дети учатся осознавать сходство и различие реальных предметов, затем распространяют свой навык на изображения и лишь после этого овладевают абстрактными понятиями цвета, размера и т.п. Умение подмечать достаточно тонкое сходство и различие очень важно для развития более поздних навыков чтения и счета. Достаточно заметить, как похожи буквы «е» и «с»!
 И вот рекомендации, которые она даёт в своей книге: 
Подбор по сходству реальных предметов
 Начните с двух одинаковых наборов из трех предметов, простых и хорошо знакомых ребенку в повседневной жизни. Вы кладете перед ребенком один набор предметов. Затем даете ему поочередно предметы из второго набора и просите отыскать «пару». Например, положите перед ребенком яблоко, ложку и кубик. Чтобы показать ему пример, положите вторую ложку рядом с первой. Затем дайте ему яблоко и посмотрите, сделает ли он то же самое, потом дайте кубик. По мере успехов ребенка меняйте предметы. 
Подбор по сходству картинок 
По тому же принципу сделайте два идентичных набора из трех картинок. Начните с понятных цветных картинок, изображающих простые, хорошо знакомые ребенку предметы из повседневной жизни. Ребенок должен найти парную к своей картинке и положить ее сверху. Затем переходите к более сложным картинкам и увеличивайте их количество. Постепенно перейдите от цветных картинок к простым контурным рисункам. Вы можете использовать карточки детского лото, вырезать картинки из детских книжек, а на более поздней стадии рисовать сами. 
Подбор по сходству очертаний 
Научите ребенка опускать мячик в круглое отверстие, а кубик — в квадратное. Возьмите несложную игрушку с отверстиями разных форм и соответствующими им фигурами (так называемый «почтовый ящик») или простую доску с вкладышами в форме круга, квадрата, треугольника и овала. Пусть ребенок методом проб и ошибок, перебирая все варианты, поймет, какое отверстие какой фигуре соответствует. Поначалу ему потребуется ваша помощь, но постепенно он научится распознавать геометрические фигуры: сперва круги, затем квадраты, треугольники и звезды. Подбор по сходству символов Вместо картинок рисуйте простые символы — например круг, крест и звезду — и просите ребенка найти им пару.
Подбор по сходству цветов 
Начните с самых ярких и легко различимых цветов — красного и желтого. От них перейдите к синему и зеленому, затем постепенно вводите другие цвета. Подберите две сумки, коробки или корзины — красную и желтую. Вместе с ребенком ходите по дому и складывайте в нее все предметы того же цвета. Для этой цели хорошо подходят ярко- желтые и ярко-красные упаковки от лимонов и апельсинов. Играйте в игры, помогающие ребенку научиться различать цвета: стройте красную и желтую башни из кубиков, раскладывайте красные и желтые кубики по коробкам того же цвета, нанизывайте на нитку бусины одного цвета и т. п. Чайная чашка и блюдце ребенка пусть тоже будут одного и, желательно, яркого цвета. 
Подбор по сходству размеров 
Начните с понятия «большого» и «маленького». Поначалу разница между ними должна быть очевидна. Можно использовать кастрюли, ложки и пластиковые контейнеры разного размера. Выбор по признакам и называние признаков Когда ваш ребенок овладел различными видами подбора предметов, переходите к выбору предмета из группы. Попросите ребенка выбрать из группы предметов определенный объект. Например, поставьте перед ним машинку, книгу и чашку и попросите дать вам чашку. Тренируйтесь сначала с реальными предметами, затем с картинками. Затем делайте то же самое, но вместо названия предмета указывайте его цвет, форму или размер. Играйте с ребенком в «магазин», используя различные предметы. Когда ребенок освоит выбор предмета, попросите его назвать предмет, картинку, форму и т. д. 
Сортировка и группировка 
  • Научите ребенка сортировать игрушки во время уборки: например, склады¬вать книжки в одну коробку, а кубики в другую. 
  • Сортировать вилки, ножи и ложки после мытья посуды, одежду членов семьи после стирки, пуговицы или бусины. 
  •  Сортировать внешне схожие предметы, например ракушки различных очертаний, листья от разных пород деревьев или детали разных пазлов. 
  •  Создавать пары из реальных предметов или изображений, функционально соответствующих друг другу (класть, например, вместе чашку и ложку, нож и вилку, носки и ботинки, шапку и шарф). 
  •  Группировать предметы или изображения предметов, служащих одной цели (например, кухонную посуду, умывальные принадлежности, игрушки, одежду). 
Я начала сортировки  изучая с Сашей цвета

Нарезаете цветную бумагу определённой формы и раскладываете по цвету. Начинать можно и с трех цветов, потом всё больше добавлять цветов. Так можно изучать и оттенки. Берёте один цвет и изучаете не только оттенки и такие понятия как тёмный и светлый. 

Сортировка по формам
 В этом случае я разрезала фигуры разных цветов. Так у ребёнка формируется понятие, что предмет обладает разными характеристиками. 
Например квадрат. Он бывает зелёный, красный….., Большой или маленький…..Одноцветный и многоцветный. Однотонный или с рисунком.
Сортировка предметов по цвету
Соберите предметы разного цвета: пуговицы, крепки, куски бумаги, тряпочек, игрушки… Аналогично по форме.
С помощью сортировок можно детально изучать определённую тему.
Например орехи.
Когда я сложила в общую массу три вида орехов: мускатный, миндальный и фундук , думала Саша ещё не готов к таким «тонкостям» различия, они мне самой казались очень похожими в общей массе.
Но он справился с задачей- сумел найти различия. Можно к этой триаде добавить грецкий орех , бразильский.
Много видов фасоли. Мы сейчас живём в Грузии- тут невероятная разновидность..будет чем заняться зимой)
Подобное занятие: сортировать семена подсолнечника, кукурузы, фасоли, гороха… Папы могут достать такие предметы как гвозди, гайки, шурупы и в процессе занятия рассказать в каких случаях применяется гвоздь , в каких шуруп. Так здорово изучать любую тему. 
Например деревья. Распечатать листочки берёзы, липы, дуба, яблони, клёна. А попутно рассказать о роли этих растений.
Я во время сортировок ставлю определённую задачу .
Вот это тоже сортировка. Так можно изучит такие понятия как "право- лево, верх-низ."
Сначала просто проговаривать куда накалываем мозаику. Я взяла доску и в каждый угол поместила разные цвета.
В процессе присоединения других деталей проговариваете : красный цвет в нижний правый угол, жёлтый в верхний правый. В итоге понятия можно считать усвоенными когда ребёнок сам будет на чистой доске по вашей просьбе выполнять задание: « Давай в правый верхний угол соберём зелёные фишки.» Ну и конечно показать и рассказать ребёнку что такое центр.
Выкладывание элементов мозаики по цветовым линиям
Сортировки могут быть такими. 
 
Цветная бумага. Обратите внимание как похожи красные квадраты.

Примеров сортировок можно привести огромное количество
Что могу посоветовать, так это рабочее пространство лучше выбирать однотонное. На мой взгляд лучше светлое. Я несколько раз обратила внимание, что порой занятия проводят на разноцветных, ярких детских столах- мне кажется, что ребёнок так больше отвлекается на расцветку стола.
Ну а в остальном - продуктивных вам занятий! Познавайте мир с удовольствием!

Возможно вам будет интересно: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика